Новости Севастополя

Министерство финансов планирует в 2014 году выпустить казначейские обязательства для населения

Я человек аполитичный, в принципе. Но так как экономика и политика взаимосвязаны, решил написать об экономике и экономической политике наших власть имущих: вчерашних, сегодняшних и страстно желающих быть во власти завтра. Побудило меня к этому очередное «волшебное» финансовое предложение в нашу сторону, дорогие читатели, особенно актуальное в свете сегодняшних событий в Киеве. Но чтобы принять здравое решение, рассмотрим суть предложения и все события хронологично.

Я человек аполитичный, в принципе. Но так как экономика и политика взаимосвязаны, решил написать об экономике и экономической политике наших власть имущих: вчерашних, сегодняшних и страстно желающих быть во власти завтра. Побудило меня к этому очередное «волшебное» финансовое предложение в нашу сторону, дорогие читатели, особенно актуальное в свете сегодняшних событий в Киеве. Но чтобы принять здравое решение, рассмотрим суть предложения и все события хронологично.

Финансовая новость такая: Министерство финансов планирует в 2014 году выпустить казначейские обязательства (далее КО) для населения на сумму до 3 млрд грн. Выпуск планируется осуществить как в валюте, так и в гривне. Объем планируемых к выпуску КО незначителен по сравнению с объемом депозитов в банковской системе. То есть правительство не конкурент для банков за средства населения. Поэтому согласно предположениям чиновников в правительстве, привлечь средства физлиц будет несложно. И вместе с тем есть более важная вещь — политика властей в вопросе валютных депозитов. На данный момент и в НБУ, и в Фонде гарантирования вкладов физических лиц убеждают, что все сохранится, как есть! То есть валютные депозиты останутся валютными и завтра, и далее...

Теперь цифры. По информации из Минфина, общий объем выпуска КО может составить 2,6-3 млрд грн, а в долларах — два выпуска по 100 млн долл. Номинал гривневых бумаг — 5-10 тыс. грн. Также не исключен выпуск индексированных облигаций с привязкой к валютному курсу. Замечательно! Но нужно учесть наличие чрезмерно эмоциональных и чувствительных граждан в обществе, ведь деньги любят тишину и... спокойный сон беспокойных граждан...

На что же рассчитывает украинское правительство? Какими умозаключениями руководствуется, надеясь заполучить средства физических лиц для обеспечения своей деятельности? На высокую сознательность? Украинцы не японцы, им этой особенности учиться и учиться. Предположим, что такие прогнозы строятся, базируясь на прошлом опыте. Хорошо, с конца прошлого года есть успешный опыт размещения двух серий валютных КО номиналом 500 долл., доходность первого выпуска была установлена на уровне 9,2% годовых, а второго — 8% (агентом по продаже бумаг выступил Ощадбанк).

Второй аргумент властей (для себя, видимо) — это рост вкладов населения в банковской системе страны. Статистика: объем гривневых вкладов за 9 месяцев увеличился на 60,9 млрд грн и валютных — на 3,8 млрд грн. Безусловно, без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Все взаимосвязано. И статистика прошлого имеет право давать надежду, что так же купят в будущем. Но ситуация за год поменялась. В экономике идет спад. Это публичная и открытая информация. Кто это анализирует и учитывает в правительстве при построении прогнозов повторного успеха?

К сожалению, сокращение спроса на валюту власти считают уменьшением девальвационных ожиданий населения. Соответственно, наш не всегда образованный обыватель должен будет клюнуть на высокие процентные ставки в гривне по облигациям. Расчет предельно правильный: поверхностное предложение для поверхностного клиента. Выше процент — масштабней толпа страждущих заработать.

Но давайте посмотрим на вопрос шире и глубже. Для красоты понимания ситуации проведем параллель между тем, что происходит в системе управления госфинансами и вымышленной семьи, которая перебивается нестабильными заработками, но тратит больше, чем зарабатывает! У каждого члена семьи есть свой круг знакомых, у которых можно перезанять, чтобы переотдать. И вот наступает день, когда определенное количество общих знакомых узнает «волшебный» принцип жизни такой семейки. Одалживать перестают, потому что круг знакомых закончился.

С государством все намного прозаичней. Деньги дают не просто так, а под процент, в отличие от знакомых и друзей злополучной семейки. Это ведь бизнес: масштабный и мировой. Сколько и у кого одолжила конкретная страна, под какой процент, все прозрачно и на виду. Не обязательно дожидаться какого-то дня рождения, чтоб узнать у знакомых на перекуре после достойного количества выпитого о специфике финансовой философии семейки.

Только в мире, прежде чем одолжить денег, думают, за счет чего будет заемщик отдавать и для чего, прежде всего, занимает. Что касается внешних кредитов для правительства Украины, то они закрыты. Если кто и готов одолжить, то под завышенный процент: плата за риск. Мировые рейтинги государства Украина низки, поэтому и обращается родное правительство к соотечественникам.

Что бы ни рассказывали нам о причинах затянувшегося процесса размещения второго выпуска валютных облигаций, это все субъективно. Причины далеко не в конечном количестве финансово грамотных среди клиентов Ощадбанка или в форме самих облигаций (документарной или бездокументарной). Вопрос в доверии: доверии к банковской системе, доверии к государству.

Хотите доказательств? По многочисленным косвенным показателям, на руках у населения Украины хранится порядка 50 млрд долл. наличности, которые не работают в экономике. У них еще название есть — матрацные сбережения. Если б доверяли, то не держали б дома спрятанными...

Поэтому одним из важнейших факторов, которые будут влиять на решение возможных покупателей гособлигаций, будет степень доверия к государству с точки зрения его способности выполнять финансовые обязательства.

За последнее время международные агентства рейтинги Украины только ухудшали. Кроме того, в 2014 году сумма выплат по внешним и внутренним обязательствам достигнет около 15 млрд долл. Но такой объем выполнения обязательств возможен при возможности рефинансирования части финансовых обязательств, то есть нужно взять новый заем, чтоб отдать старый. Не напоминает ли вам это пример «чудесного семейства»?

Проблема недоверия населения к власти состоит в отсутствии у нее прозрачной и продуманной программы. К сожалению, никто из государственных деятелей, за последние 20 лет не предоставил публичный отчет о проделанной работе, чтобы заслужить уважение и доверие на будущее. Но никто из тех, кто желает быть во власти завтра, не предоставляет детальную программу действий, выхода из сложной экономической ситуации.

Поэтому если же вы все-таки примете решение покупать гособлигации правительства, то перед этим взвесьте предлагаемую величину доходности с допустимой степенью вашей готовности к риску. Принимайте решение разумно, это же ваши деньги.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter