Индивидуальный подход
Село Терновка находится в 26 километрах от города. Детей привозят сюда на автобусе. У кого из родителей есть возможность — добираются в назначенное время на личном транспорте. Занятия проходят бесплатно.
— Молодец! Можешь отправляться на заезд, — хвалит пятилетнего Антошу П. дежурный врач Наталья Запевалова, и мальчик улыбается в ответ. Перед началом сеанса она осматривает каждого ребенка, измеряет давление и решает, кому можно сегодня заниматься, а кому нет.
— Моя задача, как дежурного врача, проконтролировать самочувствие детей. Ведь кто-то по дороге в Терновку мог укачаться. Бывает, что кому-то стало хуже, — поясняет Н.Запевалова. — И конечно, врач нужен на случай непредвиденной беды. Лошади — очень пугливые животные. С ними все вероятно. Слава Богу, в нашей практике несчастных случаев не было. Но страховка никогда не помешает. Поэтому за зиму мы заложили на манеже окна, чтобы лошади не отвлекались на туристов. Одна может испугаться, а остальные дернутся за ней. Такого быть не должно.
На манеже с детьми работают четыре инструктора — выпускники Севастопольского филиала физической реабилитации Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. Вернадского. К каждому пациенту у них подход индивидуальный. Упражнения назначают, исходя из диагноза. Одновременно на манеже проводятся занятия с тремя пациентами. Один заезд длится 20 минут. Иногда дети в силу своего возраста капризничают и упираются.
— Для ребенка это должна быть игра, удовольствие. Позитивные эмоции способствуют лечебному процессу. Если пациенту не нравится, мы прекращаем занятия и честно говорим родителям, что не можем помочь, — поясняет директор Центра Роман Пополитов.
Впрочем, дети приезжают в Терновку с интересом. Помимо занятий на манеже, они занимаются с психологом Людмилой Тушинцевой и делятся друг с другом новостями.
— Дети у меня рисуют с удовольствием, причем красками и большими кисточками, чтобы было много и красиво, — говорит Л.Тушинцева, старший преподаватель филиала кафедры общей психологии ТНУ им. Вернадского. — Провожу с ними развивающие игры. Они раскрываются. Рассказывают мне обо всем.
Начинать лучше с 3 лет
Специалисты Центра считают, что упражнения на лошадях нужно начинать в раннем возрасте. Оптимальнее всего с трех лет. С детьми старше 14 лет в Терновке не работают — таков возрастной ценз.
— Чем раньше приступить к занятиям, тем больше шансов не упустить мышцы. У детей, которые занимаются хотя бы два года, лучше координация и лучше ходьба, — говорит Н.Запевалова.
Однако существует и более радикальный подход. В апреле в Севастополь впервые приезжали представители Тбилисской медицинской академии, которые рассказали, что в Грузии уже занимаются с младенцами.
— Грузинские коллеги высоко оценили нашу работу. Мы прошли под их руководством недельный практический курс. Узнали, что у грузин есть опыт лечения райт-терапией 8-месячного ребенка. Мы же придерживаемся мнения российских и белорусских ученых, которые считают неоправданным слишком ранние занятия на лошадях, потому что это может привести к нежелательным тяжелым последствиям, — добавил Р.Пополитов.
Чудеса обоснованы наукой
С 2005 года в Центре прошли реабилитацию 112 детей. Р.Пополитов говорит, что достигнуты многообещающие результаты. Например, некоторые пациенты ходят в обычную общеобразовательную школу.
— В этом году еще два ребенка пошли в первый класс, — говорит он. — Один пришел к нам в три годика, второй — чуть позже, но у него и стартовая ситуация проще. Впрочем, у этого чуда научное обоснование.
Алине С. сейчас 9 лет. Она учится в школе во втором классе. Занимается музыкой, поет, лепит из глины, рисует. Сидит верхом на лошади. Но еще прошлым летом девочка не вставала с коляски. Ее родители и бабушка считают, что за год занятий райт-терапией Алина многого достигла.
— Мы начали заниматься в июне 2009 года, — рассказывает ее бабушка Лидия Александровна. — Поначалу Алина боялась подходить к лошади. Зажималась вся. А сейчас не боится. Очень ждет занятий и рвется к лошади. У нее уже левая рука стала лучше, мышцы напрягаются, начинает двумя руками работать. Этой весной у внучки появилось желание ходить. Сейчас мы не пользуемся коляской.
— Мне снится, что я научилась ходить, — решила дополнить бабушкин рассказ Алина. — Сегодня у меня были новые упражнения. И было тяжело. Я тянулась к носкам, голову поднимала, ноги поднимала, перекидывала ногу, ложилась на лошадь. Мне нравится моя лошадь. Его зовут Ворон. А боялась, потому что не было Юли.
Юля Ченчик — так зовут инструктора Алины — она студентка 6-го курса кафедры физической реабилитации. Пишет дипломную работу о ДЦП и иппотерапии.
— Алина из таких детей, у которых пограничный возраст, — говорит реабилитолог. — Тем не менее на каждом занятии у нее есть какие-то результаты. Раньше она спину не держала, болталась на лошади. Сейчас же самостоятельно держит осанку. Динамика у нее хорошая.
Иппотерапия — это хороший скачок в развитии ребенка, но не панацея, считают специалисты Севастопольского центра реабилитационной верховой езды. Нужно проявлять упорство в меру своих возможностей и верить в лучшее.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |