
В Севастополе и окрестностях вопрос с водоснабжением — проблема #1. Сейчас подземные воды находятся в сфере двойного регулирования. По действующему Водному кодексу (ВК) и Кодексу Украины «О недрах». Эти законодательные акты не всегда друг с другом стыкуются, поэтому у владельцев скважин возникают проблемы, связанные с получением разрешения на водопользование.
В действующем ВК указывается, что подземные воды с вмещающими их горными породами являются единым водным объектом. Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством о недрах. Если следовать всем требованиям местных экологов, владельцам скважин необходимо выложить круглую сумму за оформление не одного, а сразу двух разрешений. Одно — за использование воды, другое — за использование недр. Хотя, согласно постановлению Кабинета министров Украины #827 от 12 декабря 1994 года подземные воды являются полезными ископаемыми, а на основании статьи 5 Кодекса Украины «О недрах» полезные ископаемые (статья 5 Кодекса Украины «О недрах»), в свою очередь, составляют часть государственного фонда недр. То есть вода и есть те самые недра, и почему необходимо платить дважды за одно и то же — непонятно. Какое законодательство применять на практике?
Вода глубоко, а разрешение — в Киеве
Иван Цыганков, начальник Государственной экологической инспекции, главный государственный инспектор по охране природной среды в г.Севастополе, утверждает, что необходимо соблюдать оба законодательства: и о воде, и о недрах.
В Севастополе члены садовых кооперативов в большинстве своем пользуются водой из скважин. Согласно статье 19 Кодекса Украины «О недрах» право на пользование такой водой дается всем владельцам садовых участков. Однако статья 23 названного Кодекса строго регламентирует условия забора воды из скважин: свободный забор вод, то есть без выдачи специального разрешения, допускается для скважин глубиной не более 20 метров. А поскольку, с учетом крымского ландшафта, дачникам и землевладельцам до воды добраться не так-то легко, глубина большинства скважин превышает оговоренные законом нормы. А это уже влечет за собой необходимость оформления разрешения на спецводопользование. Все вопросы по лицензированию и получению таких разрешений решаются в Государственной геологической службе Минприроды Украины, которая находится в Киеве.
По словам И.Цыганкова, для забора воды с глубины более 20 метров юридические и физические лица обязаны иметь два разрешения — на спецводопользование и на пользование недрами. При отсутствии одного из документов инспектор вправе закрыть скважину, а владельца обложить штрафом в размерах: за спецводопользование — от 85 до 136 гривен, за использование недр — от 170 до 238 гривен.
Спор о скважинах между председателями садовых кооперативов Севастополя и Государственной экологической инспекцией тянется не один год и даже взят на особый контроль в Севастопольской природоохранной прокуратуре, выявившей в ходе проверки нарушения закона, связанные с самовольным забором подземных вод и попытками незаконного получения разрешительных документов.
Нужен другой подход
В конце 2009 года все председатели садовых кооперативов были вновь уведомлены о необходимости пройти лицензирование в Минприроды Украины для получения соответствующих разрешений. Но этого до сих пор не сделал ни один из них. Видимо, прошлогодняя ситуация, когда по распоряжению экологической инспекции скважины в некоторых садоводческих хозяйствах были закрыты, может повториться снова и некоторые садоводы останутся без воды.
По этому поводу высказал свои опасения Валентин Шестак, председатель совета садоводов Балаклавы, руководитель общества охраны природы Севастополя: «Треть жителей Севастополя — владельцы садовых участков, и они же, как правило, самая социально незащищенная часть населения. Именно они, по моему мнению, в первую очередь должны иметь возможность получать помощь от городских властей, в том числе консультативную и правовую. И у городских властей должен быть другой подход к садоводам. Если есть два закона о водопользовании, то руководствоваться нужно тем, который облегчает нелегкий труд земледельца, а не действовать по принципу: «прийти — проверить — наказать». Необходима городская целевая программа развития садоводческих хозяйств, средства на осуществление которой должны быть заложены в городском бюджете. Сейчас на деле происходит вот что: экологи, закрывая «незаконные» скважины, утверждают, что владельцы скважин бесконтрольно тратят воду и наносят непоправимый ущерб окружающей среде. А ведь вода — самообновляющийся ресурс. К ее сохранению нельзя подходить с помощью консервации. Если законсервировать скважины, то они, в конце концов, заиливаются, и вода попросту пропадает. И еще все должно быть вовремя. К примеру, весной прошлого года у садоводов, не имеющих соответствующих разрешений на водопользование, скважины опечатали, а разрешили открыть их, словно в насмешку, только в сентябре, когда поливной сезон уже закончился, и многие дачники потеряли урожай.
Казалось бы, задача властей — дать населению возможность с наименьшими потерями пережить кризис, создать по возможности благоприятные условия для развития хозяйства, а выходит — наоборот. Пока нет общих для всех правил, существующая вилка в законе позволяет чиновникам устраивать правовой беспредел, а каждый садовод пытается в одиночку решить свои проблемы. Думаю, что без серьезного, государственного подхода к этому вопросу вряд ли в ближайшее время что-то изменится в пользу садоводческих хозяйств. Правда, сейчас ситуация с законным оформлением скважин несколько изменилась. Во всяком случае, тем, у кого на участке находятся старые скважины длительного пользования, пошли навстречу. У них появилась возможность уйти от долгой процедуры геологических исследований и сократить затраты на регистрацию. К такой регистрации по ускоренной схеме, к примеру, сейчас готовится Ассоциация садоводов Гагаринского района».
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |