Но есть и подводные камни. Просроченные продукты, неправильные ценники, обсчеты на кассе и уловки маркетологов ждут каждого посетителя супермаркета. Главное — быть внимательным и осторожным. Помните: здесь идет борьба за ваши деньги!
Привлечь и продать
Цель супермаркета — продержать в нем покупателя как можно дольше, чтобы он все как следует рассмотрел и побольше купил. И это целая наука. Гуляя между стеллажей, среднестатистический покупатель невольно приходит к мысли, что ему просто необходимо купить и то, и это, и вот это. И побольше — акции, скидки и удобные подарочные упаковки.
Чтобы привлечь человека к стеллажу и побудить сделать покупку, работают мерчендайзеры — персонал, оформляющий прилавки. Товары подороже выставляют в местах скопления покупателей, и на полках такие товары, как правило, размещают на уровне взгляда — не высоко и не низко, а также на крайних полках стеллажа. При этом дорогой товар не останется незамеченным, в то время как более дешевый, лежащий на нижней полке, рассмотрит не каждый.
Самые рейтинговые прилавки — возле кассы. Их заполняют шоколадками, конфетами и игрушечками. Покупатели с детьми обязательно купят здесь что-нибудь своему чаду, ожидая в очереди.
Совет. Обращайте внимание на нижние полки и не ленитесь сравнивать цены на товары одной группы.Трудности в ориентации
Случалось ли вам заблудиться в супермаркете, разыскивая что-то очень нужное? Мерчендайзеры намеренно располагают отделы неудобно, чтобы заставить вас блуждать по торговому залу. Наиболее популярные товары — хлеб, молоко и мясо — как правило, находятся далеко друг от друга, в разных частях магазина. Муку и сахар тоже бывает трудно отыскать. А все для того, чтобы манипулировать покупателем. Переходя от отдела к отделу, вы увидите и положите в тележку массу продуктов, которые и не планировали купить.
Наверняка вы замечали изменения в расположении продуктов. На полке, где был чай, теперь конфеты, а яйца поменялись местами с маслом и сыром. Вам снова затрудняют процесс шопинга, чтобы в поисках нужного вы импульсивно купили что-нибудь в довесок.
В некоторых магазинах отсутствуют корзинки, зато есть только большие тележки. Еще один секрет мерчендайзеров и маркетологов: в большую тележку можно незаметно для себя положить больше товара, тогда как корзинка быстро станет для вас тяжелой, на чем процесс шопинга и закончится.
Совет. В супермаркет приходите с заранее составленным списком покупок. Чем реже ходишь в супермаркет, тем меньше шансов накупить ненужных вещей.Продукты
То, что в супермаркетах частенько продают просроченные продукты, не новость. Обычно продукция с истекающей датой реализации стоит на полках ближе к покупателю. Велика вероятность, что невнимательный или спешащий посетитель магазина может не поинтересоваться сроком годности йогурта или сметаны. Но если вы засунете руку в глубь полки, вполне возможно, что именно там будет спрятан такой же, но свежий йогурт.
Реальный вес расфасованного продукта может быть меньше, чем указано на упаковке. Несправедливость из того же разряда — взвешенные вместе с железками и веревочками батоны колбасы. На них уже есть заводская наклейка с указанием веса.
Бывает и так: купил, дома открыл, а продукт испорченный. Такое случается, даже если срок годности не истек, а нарушались правила хранения. Есть шанс вернуть товар обратно и получить деньги назад, главное — не выбрасывайте чек сразу после покупки.
Совет. Обязательно проверяйте срок годности товара, а у расфасованных продуктов (например, сыра и мяса) — дату упаковки. Сомневаетесь в весе продукта — попросите продавца перевесить его при вас. Обязательно сохраняйте чеки, не отдавайте их, польстившись на акции и розыгрыши. Чек позволит вернуть в магазин некачественный товар, а также сравнивать цены в разных супермаркетах.Цены
Найти нужный товар — полдела. Сложнее — определить, сколько он стоит. К примеру, полка с колготками, а внизу — много разных ценников. Попробуй, разберись, какие сколько стоят.
Чтобы покупатель мог узнать, сколько стоит продукт, в некоторых магазинах установлены сканеры штрих-кодов. Каждый сомневающийся может проверить, сколько стоит товар. Если сканера в магазине нет, можно пройти на кассу и попросить кассира проверить цену. Иногда на ценнике указана одна цена, а касса выдает другую.
Совет. Убедитесь, что цена соответствует товару, который вы собираетесь положить в корзинку. Обратите внимание: на ценниках обычно указано название товара, его вес и характеристики. Лучше, когда на каждом товаре имеется наклейка с ценой.Касса
Найти свободную кассу — большая удача. А когда половина касс не работает, у остальных — длинные очереди.
Случаев, когда обсчитывают на кассе, множество. Чаще всего покупатель обнаруживает в чеке товары, которые не покупал, но деньги за них отдал. Причем товары не дешевые — например, банка красной икры или упаковка элитного кофе. Когда у человека мало покупок, подобных казусов не случается, лишние товары в чеке появляются, когда покупатель набрал полную тележку: длинный чек возле кассы внимательно не разглядишь.
Случается, что из-за невнимательности кассира вместо одного творожка пробьют два или три. Отвлекся — и не заметил. Но невнимательность бывает и на руку покупателю: приятно, когда в пакете есть батон колбасы, а в чеке — нет.
Совет. Будьте внимательны у кассы, следите за стоимостью покупок, которая отображается на дисплее и проверяйте чеки не отходя от кассы.Борьба с обманом путем обмана
Обидно осознавать, что в супермаркете вас обманывают. Но у посетителей магазинов есть свои обманные приемы. Во-первых, воровство. Но это может заметить охрана. В некоторых супермаркетах даже имеются стенды с фотографиями воров. Во-вторых, сэкономить деньги хитроумным покупателям удается, переклеив ценники со штрих-кодом с одной упаковки на другую.
Еще один способ выдать дорогой товар за более дешевый хитрые покупатели применяют в фруктово-овощном отделе. Они обманывают сотрудников, взвешивающих продукты (особенно если они в супермаркете работают недавно): набрал в пакет яблок по 5 грн, а на весах сказал, что они по 2,50 грн. А дети и любители риска зачастую едят товар прямо в торговом зале, не доходя до кассы.
Владельцы дисконтных карточек с накопительной системой скидок умудряются сами со скидкой купить и соседу по очереди карточку передать. Кстати, есть магазины, где и такое приветствуется: кассиры сами просят людей в очереди дать карточку покупателю, у которого ее нет.
В общем, поход за покупками в супермаркет — целая наука, а можно сказать, и борьба. Магазин борется за то, чтобы как можно больше продать, а покупатели научились бороться с обманом и избегать подвохов, которые подстерегают их в торговом зале.
Смотри также...