В детский театр «Земляничная поляна», что на улице Макарова, я шла в предвкушении встречи с необычным творческим коллективом, ну и конечно, с желанием попасть на спектакль. Короче говоря, получить удовольствие, а заодно написать небольшой симпатичный репортаж к Всемирному дню театра. Не тут-то было...
Клуб «Салют», в стенах которого расположилась «Земляничная поляна», встретил меня закрытой дверью. Но в театр я все-таки попала. Правда, через черный ход. Происходящее внутри напоминало, скорее, театр военных действий. В маленьком зале — пресса, телевидение, озабоченные родители, малые дети, взволнованные актеры в ожидании депутатов Нахимовского райсовета, невыспавшийся режиссер с черными кругами под глазами...
Пресс-конференция, поводом для которой стал двухмесячный конфликт между коллективом театра и администрацией клуба, состоялась 18 марта по инициативе художественного руководителя «ЗП» Александра Гайкалова. Заявление режиссера, обращенное к общественности и средствам массовой информации, по сути, сводилось к крику души: «Театр не просит помощи, мы все умеем сами, только не мешайте, позвольте нам играть!» и обвинениям в адрес педагога-организатора, эдакой госпожи Белладонны из мультика про поросенка Фунтика, самодурство которой перешло, по мнению присутствующих, все мыслимые и немыслимые границы.
На первый взгляд, банальная конфликтная ситуация, возникающая время от времени в творческих коллективах. Кулуарные битвы в культурной среде — не редкость, но тут случай особый. Театр-то детский... Человека творческого, а тем более актера, трудно представить себе без эмоций. Но иногда они зашкаливают и уж точно не способствуют мирному разрешению конфликтов. Поэтому эмоции в сторону.
Сухие факты
«Земляничная поляна» родилась как театр под открытым небом чуть больше двух лет назад. Сейчас в труппе 27 человек, из которых 18 — дети от 5 до 17 лет. Театр необычен не только своими нестандартными постановками, но еще и тем, что играют в нем целые семьи: родители и дети.
Крышу «ЗП» обрела в мае прошлого года, когда Юрий Прохоров, директор Севастопольского объединения детско-юношеских клубов (ОДЮК), заинтересовавшись неординарным коллективом, предложил его руководителям А.Гайкалову и Полине Павленко вести в клубе «Салют» кружковую работу, что позволило актерам «ЗП» играть на настоящей сцене. Они с удовольствием восприняли эту идею и взялись приводить в порядок (за свой счет) обретенные стены с воодушевлением людей, у которых никогда не было творческого дома.
Клуб «Салют» входит в систему детско-юношеских клубов и главная его задача — организация внешкольной кружковой работы с детьми и подростками района. Что и отражено на стенде в фойе клуба: кружок лепки из соленого теста, студия росписи по дереву, кружок выразительной речи... Ни о каких театрах не упоминается. Так что театр «Земляничная поляна» и не театр вовсе. Во всяком случае, по словам директора ОДЮК Ю.Прохорова, такого юридического лица не существует. Согласно документам в клубе «Салют» вместо реально существующего, но фактически нелегального театра есть два кружка — выразительной речи и театральный, руководители которых работают на полставки, за 300 гривен. По нынешним временам, просто даром. Если еще учесть, что занимаются они с детьми не 8 часов в неделю, согласно расписанию занятий, а, как и любой творческий коллектив, гораздо больше, то вообще непонятно, как живут эти фанатики от искусства? А они еще и спектакли умудряются ставить, и играть каждую неделю, и зал ремонтировать за свой счет, ведь спонсоров у них нет и не было.
Сумасшедшие, одним словом! Но ведь искусство не чиновниками создается. А именно такими чокнутыми, как А.Гайкалов и его труппа.
За последний год на сцене клуба поставлено шесть спектаклей для взрослых и детей, не считая концертов и гастролей. Актеры с гордостью говорят, что со своими выступлениями, которые пользуются неизменным успехом у зрителей, они выходили на сцену уже около ста раз за время существования театра и являются дипломантами различных театральных конкурсов. Считая помещение клуба родным домом, работают, не считаясь с временем, ведь для того, чтобы поставить хороший спектакль, нужны ежедневные репетиции. Тем более, если половина труппы — дети. Тут мало быть режиссером, необходимы еще и педагогические навыки. У А.Гайкалова — выпускника Киевского государственного университета имени Шевченко, они присутствуют, и усомниться в его профессионализме трудно. Тем не менее именно тот факт, что актеры проводят слишком много времени в клубе, невзирая на режим, приглашают на свои занятия во внеурочное время посторонних лиц (родителей) и смеют закрываться на ключ во время репетиций, и послужил искрой для возникшего противостояния.
Режимный объект
В конфликте всегда участвуют, как минимум, две стороны, поэтому пора обратиться к Татьяне Хриняке, педагогу-организатору, той самой «госпоже Белладонне», которую, по словам взрослых актеров «ЗП», боятся дети и видит в кошмарных снах худрук театра.
Т.Хриняка — педагог со стажем, в прошлом — учитель начальных классов, к своей работе относится очень ответственно. Строго придерживаясь рамок «Закона о внешкольном образовании», следит за соблюдением распорядка работы клуба, вовремя проводит запланированные клубные мероприятия и на хорошем счету у начальства, так как всегда в срок сдает все полагающиеся отчеты. Казалось бы, действует человек из лучших побуждений и вполне в соответствии со своими обязанностями. Но почему-то клуб при этом пуст.
Попытка узнать подробнее, что же еще, кроме надзора за соблюдением распорядка, входит в обязанности педагога-организатора, осталась безуспешной. Хотя очень хотелось услышать, к примеру, о поисковой работе и о привлечении в клуб трудных подростков (район Ушаковой балки — место в этом смысле благодатное), да мало ли чем можно заняться с детьми, имея возможности и желание. Но, увы... Виной всему, по мнению Т.Хриняки, карантин по гриппу. Он нарушил все планы клуба, и работа замерла, к тому же кризис.
Сейчас, не считая актеров скандального театра-не-театра, дети в клубе появляются строго в соответствии с расписанием с 14.00 до 18.00 и в очень ограниченном количестве. Хореографический кружок вообще посещают только три человека, и те — взрослые женщины. К тому же на поверку из 10 заявленных в расписании кружков на базе клуба реально работают только три (театр не в счет). Каждому из них выделен один или два дня в неделю, чтобы учащиеся из разных кружков ни в коем случае друг с другом не пересекались и не мешали творческому процессу.
Само собой, что «театральные» дети в строгий режим не вписываются: шумят, скачут, балуются, играют в «азартные» игры (к примеру, в догонялки). В общем, ведут себя недопустимо, с точки зрения педагога-организатора. Коллектив театра, по словам Т.Хриняки, саботирует клубные мероприятия и не желает считаться с ее требованиями, занимаясь только своими постановками, на каждом шагу нарушая общепринятые нормы, заставляя пятилетних детей находиться в клубе вечерами несколько часов подряд перед спектаклем. А в последнее время режиссер театра вообще перешел в открытое наступление, пытаясь привлечь на свою сторону мнение общественности, и угрожает «стоянием на смерть» вместе со своим коллективом и родителями маленьких актеров.
Сказочный принцип
События разворачивались как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Начавшаяся как абсурдная сказка про госпожу Белладонну и опальный театр, история на другой день после пресс-конференции приобрела вполне прозаичные и от того жутковатые формы. С утра у входа в клуб уже дежурила милиция, двери черного хода (того самого) были закрыты на ключ по распоряжению директора ОДЮК Ю.Прохорова, а актеров попросили мирно покинуть помещение до выяснения обстоятельств. Ю.Прохоров, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что люди, которые называют себя театром «Земляничная поляна», в принципе, могут остаться в клубе «Салют», если подпишут договор о субаренде помещения. Кстати, по словам педагога-организатора Т.Хриняки, если театр по добру по здорову покинет помещение, то оно долго пустовать не будет. На него уже имеет виды детский Театр на Большой Морской.
Казалось бы, прежде чем «бить горшки», можно было бы попытаться найти компромисс, отставив в сторону обоюдные претензии и амбиции, ведь в конфликт неизбежно будут втянуты дети. Но в пылу праведного гнева обе стороны забыли о том, ради чего они собственно организовались. Справедливость в конечном итоге должна восторжествовать, кто спорит? Но как бы вместе с водой не выплеснуть ребенка.
Ангелу крылья не выдавать!
Кстати о детях: в субботу 20 марта спектакль «Собака», судьбу которого решали накануне, все-таки состоялся, на радость приглашенной публике и большим и маленьким актерам. И все было бы замечательно, если бы не одно странное происшествие перед началом спектакля. Леон — маленький актер театра «ЗП», который в этот вечер должен был играть ангела, еле сдерживал слезы. Он остался без крыльев. По мнению педагога-организатора Т.Хриняки, просьба бабушки Леона открыть костюмерную и выдать актерам костюмы прозвучала как настоящая провокация. До чего еще додумаются эти театралы в своем желании завладеть ключами от помещений клуба!
В общем, рано радуетесь, господа актеры! На заключение мира пока не похоже. Приходится согласиться: до тех пор, пока профессиональную пригодность педагога будет определять своевременная сдача отчетов и во главу угла будет ставиться не деятельное участие в творческом развитии детей, а получение прибыли от аренды помещений, «Земляничной поляне», как неудобному, с точки зрения чиновников, коллективу, суждено оставаться театром под открытым небом. Небо у них точно никто не отнимет.
Ключевые слова: Гайкалов Александр, Прохоров Юрий, Павленко Полина, Хриняка Татьяна
Предприятия: Клуб «Салют», Театр «Земляничная поляна»
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |