Новости Севастополя » 2010 » 03 » 26 » Евгений Гришковец: «Искусство не может быть ликбезом!»

Евгений Гришковец: «Искусство не может быть ликбезом!»

Дата: 2010 03 26 Время: 11:37. Просмотров: 75
Евгений Гришковец. Фото Игоря Лукашова
Евгений Гришковец. Фото Игоря Лукашова
Разговор в театральной гримерке перед спектаклем «+1» о том, что волнует сейчас Гришковца-писателя и Гришковца-гражданина.

Мы знакомы с Евгением Гришковцом уже не первый год, и я знаю, что Севастополь — город, в котором он хотел бы жить. Наверное, поэтому он всякий раз очень эмоционально говорит о том, что его удручает в Севастополе в последние годы, и с болью делится впечатлениями от увиденного. Этот приезд не стал исключением.

— В прошлом году твой приезд в Севастополь совпал с Днем города. После прогулки по площади Нахимова ты в своем «Живом журнале» выложил не самые приятные отзывы об этом празднике. Наши севастопольские чиновники очень обиделись.

— Они восприняли мои отзывы о празднике как обиду и оскорбление. Но я и сейчас готов повторить — все происходящее было недостойным этого города. На фоне истории Севастополя всякая пошлость и фальшь очень заметны. Банки из-под пива, бутылки, пьяная молодежь, а рядом наряженные люди с детьми, пенсионеры, которые пришли на концерт. А когда-то ведь ваш город был безупречным с точки зрения порядка и чистоты! Моряки с Тихоокеанского флота рассказывали — ходили в кругосветку и заходили в Севастополь. Они чистились, надраивались, чтобы пройти по городу. Для них это было круче, чем заход в Марсель.

Для любого человека, который знает и чтит историю Севастополя, — это священный город. А что мы видим сейчас? Построены какие-то чудовищные здания в исторических местах. Это такой удар по лицу города! Страшно смотреть на это. И еще. Я не ощущаю безопасности, когда в пятницу вечером прогуливаюсь по набережной и вижу весьма агрессивных молодых людей. Да это не только к Севастополю относится. Вчера из Запорожья мы ехали на машине в Крым. Дорога невозможная. Все это время видели замусоренное пространство. Через Джанкой проезжать просто страшно — стоят пустые пятиэтажки, «без окон, без дверей». Такое ощущение, что война закончилась прямо сейчас — только не понятно, какая: Отечественная или гражданская. Разворовывать, уничтожать свои города на глазах у тех людей, рядом с которыми родился, вырос, — такое не укладывается в голове! Я очень надеюсь, что нынешняя власть в Украине, какая бы она ни была, принесет хоть какую-то стабильность.

— Давай лучше о твоей стране поговорим. В своих последних интервью ты все время высказываешь одну и ту же мысль: «Россия вернулась во времена застоя, Россия тяжело больна». Неужели на самом деле так все трагично?

— Я говорю только о том, что происходит в культуре, и не беру политические события. Да, я ощущаю ситуацию как трагическую. Я не имею в виду качество фильмов, спектаклей, литературы. Удручает отсутствие позиции — человеческой, гражданской, государственной — у тех людей, которые занимаются искусством. Они не создают никакого сопротивления той власти и той пошлости, которая доминирует сейчас в кино, на телевидении и в шоу-бизнесе. Раньше художника, который шел на поводу у власти, не уважали. Но мы понимали, что он поддался некой цензуре, ведь мы тогда все жили в Советском Союзе. Сегодня же он идет на поводу у власти за деньги! Причем денег-то у него и так немало, но он хочет еще больше! Это предательство профессии и подрыв доверия к артисту, писателю, художнику. Вот это я ощущаю очень сильно, и внутренне занял совершенно непримиримую позицию. Я не буду, конечно заниматься какими-то политическими манифестациями. Я буду так же работать, как работал. Но вряд ли я когда-нибудь за деньги сделаю то, чего я делать не хочу, что претит моей совести и профессиональному достоинству.

— В спектакле «+1» ты говоришь о том, что хотел бы признаться в любви к Родине так, чтобы тебя не считали каким-то сумасшедшим патриотом. Но вот отрывок из одного твоего интервью: «Как же не устать от жизни в той стране и быть частью той самой культуры, которая, как главное событие года, представляет, например, этот кошмар и профанацию в виде концертов Игоря Крутого с Дмитрием Хворостовским?»

— Одно мое высказывание не противоречит другому. Я люблю свою страну и никуда не хочу отсюда уезжать. Главное, чтобы жизнь в моей родной стране не сделали постыдной для меня. Искусство не может быть ликбезом! Как только Хворостовский спел с Крутым, я думаю, что его большая оперная карьера на этом закончилась. Никогда больше те люди, которые его знают и ценят как талантливого оперного певца, не отнесутся к нему с прежним доверием. Да, наверное, во время этого концерта в зале были и те зрители, которые считали, что они приобщаются к великому искусству. Но получилась подмена.

— Писатель Петр Вайль в предисловии к одной из твоих книг написал: «У Гришковца удобная фамилия — так и следует называть тот непохожий жанр, в котором он работает».

— Да, зрители так и говорят: «Пойдем на Гришковца». Мне нравится, это нормально. Самую главную профессиональную оценку Вайль дал мне, сказав следующее: «Не обращайте внимания на то, что Гришковец часто повторяет одно и то же. Это крайне редко сейчас в нашей литературе, тут господствует принцип звучащего слова: звучание не боится повторов... Читатель чувствует, что ему доверяют». Вайль сказал, что Гришковец хочет быть понятным. Вот эта его оценка для меня очень лестна и дорога.

— А лестно для тебя сравнение с Вампиловым, в плане драматургии, или с Чеховым?

— Я, быть может, сейчас скажу крамольную вещь, но я отдаю себе отчет в том, что моя повесть «Реки» написана намного лучше, чем повесть Чехова «Степь». Антон Павлович — гений пьес, но он не очень владеет повествовательностью. А повесть «Степь» ему во многих местах не удалась. Моя пьеса «Дом», которая только вышла и пока еще не опубликована нигде, кроме Интернета, написана намного лучше, чем «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова. Я уже и сам постарше, да и образование у меня получше. Конечно, я впитал пьесы Вампилова и писал на их основании. Но у него есть уже страшно устаревшие вещи, которые не позволяют ему прорваться к сегодняшнему зрителю. Величайшая пьеса Вампилова «Утиная охота» сейчас звучит архаично по той причине, что уже нет такого героя, попросту говоря — бездельника. Тогда для героя было правильно ничем не интересоваться, жить как бы отдельно от своей страны. Сегодняшний герой — наоборот, это активный человек, который работает и хочет жить лучше. Это человек созидательный.

— А политик может быть современным героем?

— Нет, политик не может быть героем литературы. Он может быть только героем второстепенным и весьма отрицательным. Герой отечественной литературы — человек сомневающийся, что-то ищущий, не знающий, как жить. А политик уверен, что он знает, как всем надо жить! Какой же он герой?

— Хочу поздравить тебя с рождением в вашей семье третьего ребенка — дочери Маши. Это, наверное, и есть самое главное — дети.

— Спасибо! Знаешь, есть много самого главного, как я считаю. Выхожу на сцену, играть спектакль — в этот момент это и есть для меня самое главное. Когда я вне работы, то ничего важнее дома, семьи, детей не существует. Бывают ситуации сомнений, тяжелого выбора или просто страшный какой-то момент в жизни. Очень важно преодолеть этот страх и выйти из этой ситуации достойно. Причем так, чтобы дети твои, которые для тебя самое главное, могли не то чтобы гордиться тобой, но хотя бы не стыдиться.

Беседовала Наталья АЛЬЧИКОВА

Ключевые слова: Гришковец Евгений

Опубликовать новый комментарий

Имя:

Комментарии (0)

Лента новостей
Последние комментарии
— На упаковке молочной продукции срок годности нанесен таким образом, что его практически не видно. Куда пожаловаться? [ Ответ... ]
««     Март, 2010     »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Топ фото
Сергей Куницын носил премию как орден. Фото 2007 года
Андрей Гусаченко (в центре) на выставке-презентации фотоальбома «Мой Севастополь»
Американский футбол на стадионе «Металлист»
Известный российский путешественник Антон Кротов после лекции продает свои книги
«Гейша» Татьяна Рыженко предлагает услуги курьерской доставки
Члены клуба в парадной форме карабинеров легкой пехоты французской армии с мушкетами

Размещение рекламы
Информация о газете
Прочитано БИМ'ом
Тел. +38 (0692) 55-74-66
E-mail:
2002-2010 © Использование материалов с сайта газеты в любой форме без письменного согласия редакции не допускается!