В рамках Государственной программы Украинского Антарктического центра специалисты ИнБЮМа уже пять лет непрерывно несут вахту в Антарктиде. В апреле заканчивается вахта специалиста по водорослям биолога Владимира Александрова. Последним зимовщиком, который вернулся из Антарктиды в прошлом году, был Виталий Тимофеев. Он и рассказал «СГ» о научных исследованиях на ледовом материке и традициях зимовщиков.
Один работает за всех, все — за одного
Антарктическая станция «Фарадей», которая с февраля 1996 года принадлежит Украине и теперь называется станцией «Академик Вернадский», в этом году примет уже пятого зимовщика от ИнБЮМа. Антарктическое направление в севастопольском институте курирует Эрнест Самышев. По результатам работы он написал монографию о криле.
Каждый зимовщик пишет индивидуальную программу тех исследований, которые он будет проводить во время зимовки. Однако он собирает материал не только по своей специальности, но и по всем вопросам, которые утверждены Государственной программой научных исследований Украины. Главное — это наблюдение за птицами и млекопитающими и отбор проб гидробионтов (организмов обитающих в воде) для последующего изучения в Севастополе. Каких-то сенсационных открытий нет, но многие из них имеют прикладной характер и со временем сослужат пользу всему человечеству.
По словам В.Тимофеева, например, изучение рыб, обитающих в холодных водах Антарктики при температуре +1-2 градуса по Цельсию, помогло обнаружить вещества, позволяющие рыбам не замерзать даже при температуре минус 60°С. Другой пример — дишамси — травянистое растение, дальний родственник волосянки, что растет у нас по краям бордюров и на полях. Это одно из трех цветковых растений, что произрастают в Антарктиде. Назвать ее цветком в полной мере нельзя, это только семейство цветковых, то есть схожих по структуре растений. На примере этой травы ученые исследуют то, как наши цветковые растения переносят большие холода.
— Я занимался брюхоногими моллюсками — лимпетом, — говорит В.Тимофеев, — который является важным звеном пищевой цепи для многих животных и рыб. Количество этого моллюска наравне с крилем влияет на благополучие популяции птиц и млекопитающих в Антарктиде. Мы изучали места на материке и на островах, называемые «пищевые столы», сплошь покрытые створками лимпета.
ИнБЮМовец Виталий Тимофеев
За работой
Главные по озоновой дыре
— А как обустроена повседневная жизнь зимовщиков?
— Хорошо. Хорошие условия на станции, хорошие специалисты отбираются для зимовки. Хорошее питание на станции. Продукты завозятся раз в год, благодаря двум огромным холодильникам и морозильным камерам зимовщики обеспечены всем необходимым. В нашу зимовку был очень хороший повар от Национального Антарктического центра, который и занимается отбором кадров на зимовку. Кстати, он и в эту зимовку остался в Антарктиде. На станции в среднем находится 12-14 человек: это электрик, он же драйвер, отвечающий за лодочное хозяйство, системный механик, дизелист-механик и начальник экспедиции, остальные — научные сотрудники. Постоянно на станции работают сейсмолог, геофизики, биологи и озонометрист.
Напомним, что именно на станции «Фарадей» была открыта озоновая дыра в атмосфере Земли. Вследствие разницы показаний аппарата Добсона на двух английских станциях «Фарадей» и «Хали-Бэй», ученые вычислили, что над Антарктидой практически отсутствует озоновый слой. Впервые уменьшение озонового слоя в Антарктиде доказали в 1985 году члены британской научной экспедиции со старейшей на белом континенте станции «Фарадей». Они заметили, что концентрация озона в стратосфере тревожно снижалась. Так была открыта озоновая дыра, появляющаяся каждую весну и исчезающая в начале лета (времена года в Южном полушарии противоположны европейским). Теперь главные смотрители за озоновой дырой — украинские ученые.
— На станции тепло, но ведь ученым приходится работать вне станции?
— Смотря кому. Геофизики, например, работают в основном в помещении, а вот биологам — на свежем воздухе, где температура зимой колеблется от минус 10 до минус 20 градусов в безветренную погоду. Но как только начинается сильный ветер, температура воздуха понижается до 60 градусов мороза. Лето приносит отсутствие морозов, но температура воздуха редко поднимается выше +7°С.
По наблюдениям ученых, с каждым годом в Антарктиде становится теплее.
Бюстгальтер на память
На вопрос о досуге В.Тимофеев говорит, что времени свободного у зимовщиков немного, даже воскресенье отдано на поиски проб и проведение анализов. Главный ритуал — это праздничный обед по субботам. Костюм и галстук — обязательны. Эта традиция досталась украинцам от британцев. Последние в свое время устроили в Антарктиде самый южный бар в мире. Теперь зимовщики там отмечают праздники: Новый год, 23 февраля и даже 8 Марта, хотя женщин на станции нет. Говорят, это политика Антарктического центра — «исходя из опыта прошлых экспедиций». Каким он был, уже никто не помнит, но женщин категорически не берут на зимовку. По словам В.Тимофеева, женщина-биолог точно не смогла бы там работать, если, конечно, она не воплощение некрасовской метафоры: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Но, как утверждал другой автор, «без женщин жить нельзя на свете», и в Антарктиде в том числе. Если уж женщина попадает на украинскую станцию, то она обязательно должна оставить о себе память. Еще «фарадеевцы» решили, что воплощать ее будет интимная часть женского гардероба — бюстгальтер. Но не зимовщиц, а гостий с других станций или туристок, которые иногда посещают станцию летом.
Кстати, 19 января 2007 года станцию «Академик Вернадский» в Антарктиде посетила принцесса Великобритании Анна, с мужем и свитой. Ей устроили экскурсию по станции и познакомили с зимовщиками. После этого полярники устроили прием в баре. Оставила ли принцесса часть своего гардероба в Антарктиде, все зимовщики дипломатично молчат.