Почему пиво не водка
Слабоалкогольные напитки в Украине имеют права сока
Депутат двух предыдущих созывов Верховной Рады от Партии регионов Людмила Кириченко говорит о пиве и других напитках, которые в Украине называются «слабоалкогольными» и имеют права сока: «Это огромная мафия. Только законопроект засветился в парламенте, ко мне сразу стали подходить депутаты. В том числе из руководства моей фракции. Со словами, что я не тем занялась».
Режим наибольшего благоприятствования
По содержанию алкоголя бутылка водки «Хортиця Преміум» равна семи бутылкам пива «Белого черниговского» или восьми бутылкам «Оболони Светлого». Эту формулу пивные лоббисты используют только в одну сторону. Они пропагандируют неоспоримый факт, что пить водку намного вреднее, чем пиво. Но не склонны обнародовать другую истину — пиво тоже является алкоголем.
На их стороне стоит закон. В 1995 году парламент Украины начал регулирование продажи и рекламы алкогольных напитков и табака. Постепенно была запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним, изгнана в ночь реклама по телевидению и введено лицензирование торговых точек. Эти ограничения не коснулись пива, оно не считается алкогольным напитком.
С 1995 года производство пива выросло впятеро. Объем продаж в этом — 2008 году составит около 2,5 млрд долларов. Такой рост рынка приманил мировые бренды, один за другим скупившие украинские заводы. Последняя сделка состоялась в мае. Ринат Ахметов продал «Сармат» гиганту пивоварения SABMiller.
Всем ребятам пример
«У нас в общаге пиво для студентов заменяет воду», — делится студент из Луганска Андрей Жельветро. «Вечером все идут гулять в центр с пивом. С пивом и подростки, и взрослые, и с колясками».
В последние два года такое положение дел все чаще критикуют практикующие наркологи. Они говорят, что пиво не заменяет водку, а становится первым этапом развития зависимости. Иногда и последним. «Бывают случаи и чисто пивного алкоголизма. Однажды мама привела ко мне 16-летнего сына с признаками начинающегося делирия. Проще говоря, с белой горячкой. Он начал пить пиво с 12 лет и дошел до 3-4 литров в день», — рассказывает киевский врач-нарколог Андрей Карачевский.
Этой весной Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о том, что Украина — лидер среди 40 стран региона по подростковому алкоголизму.
ВОЗ пришла к выводу — самая эффективная антиалкогольная мера — увеличение цены на алкоголь. К примеру, путем повышения акцизов. Особенно эффективно это влияет на употребление алкоголя подростками. Для них также важны реклама и примеры взрослых (вот почему в Европе, США и России запрещено пить алкоголь на улице). Также как эффективные приемы ВОЗ рекомендует ограничивать места, где можно купить алкоголь, время, когда его можно купить, и возраст тех, кто может его купить.
Что делает власть?
Мы задали трем последним украинским министрам здравоохранения вопрос: что они сделали в этом направлении?
Николай Полищук, возглавивший МОЗ после оранжевой революции, говорит, что планировал ограничить места продажи и потребления пива, а также увеличить акцизы. Но Н.Полищук, боровшийся за замену поликлиник семейными врачами и продажу лекарств в аптеках только по рецептам, антипивные инициативы тогда не успел даже озвучить.
Сменивший его Юрий Поляченко честно сознается, что не планировал никаких мер против пива: «Понимаю, что от врача должна быть инициатива, но мы не делали это приоритетом».
Нынешний министр Василий Князевич на запрос ответил так: «Нужно запретить любую рекламу, любую пропаганду употребления пива и других алкогольных напитков. Проблема очень сложная. По статистике, более 70% украинских детей впервые пробуют алкоголь из рук своих родителей. Этот факт замалчивается... МОЗ Украины много лет подчеркивало опасность выделения пива в законе о рекламе».
Министр сказал, что надеется на принятие Радой закона об основах государственной политики по предупреждению алкоголизма и наркомании. Но, изучив его проект, мы не нашли никаких ограничений на рекламу или продажу пива и «слабоалкогольных» напитков.
Битва в Раде
За шесть созывов Верховной Рады такие ограничения пытались ввести только шесть депутатов. Три из Блока Юлии Тимошенко — Андрей Шкиль, Николай Томенко и Павел Унгурян. Двое — из Партии регионов — Геннадий Васильев и Людмила Кириченко. Один — Михаил Сятыня — из Народной партии.
Самые масштабные ограничения дважды предлагала Л.Кириченко. Говорит, что ее когда-то впечатлила очередь за пивом возле школы в Перевальске Луганской области. В очереди стояли школьники, выбежавшие на перемену.
Но ни один из проектов не был даже вынесен на голосование. Л.Кириченко отказывается назвать депутатов, заблокировавших ее идею в 2006 году. Тогда в Раде было два собственника пивоваренных заводов — Ринат Ахметов («Сармат») и Александр Слободян («Оболонь»). «Были против и из моей, и из других фракций. Давление было настолько огромное, что намекали даже на мою семью, на то, что я в этой жизни не одна».
В эту шестую Раду Партия регионов Кириченко не взяла.
Теперь самые решительные ограничения предлагает Николай Томенко. А именно — запретить употребление в общественных местах, продажу несовершеннолетним, рекламу по ТВ как пива, так и «слабоалкогольных» напитков. Ранее ему удалось серьезно ограничить рекламу алкоголя и табака. Тем интереснее будет сражение опытного депутата с лоббистами пива. Ведь правительство Юлии Тимошенко свою последнюю битву с ними проиграло.
Это случилось 31 июля. После катастрофического наводнения в западных областях Кабмин просил парламент поднять акцизы на сигареты, алкоголь, пиво и руду. По пиву в руках Ю.Тимошенко был дополнительный козырь — акцизы на него не поднимали уже полтора года.
30 июля в парламенте собрался бюджетный комитет. Традиционно для журналистов он был закрытым. Присутствовавший депутат от БЮТ Олег Ляшко рассказал о споре, развернувшемся вокруг пива. Пивоваров защищал Ярослав Джоджик — однопартиец А.Слободяна по Украинской народной партии. В частности, Я.Джоджик указал на убытки пивоваров. С ним спорил первый вице-премьер Александр Турчинов. Он апеллировал к продолжающемуся росту производства пива (+10% за первое полугодие).
Споры на следующий день прекратила Ю.Тимошенко. Она сказала на заседании комитета, что от повышения акцизов на пиво, алкоголь и руду нужно отказаться, чтобы хватило голосов на табак. По расчетам правительства, дополнительные сборы с табачников дадут 1,1 млрд гривен. А сборы с трех остальных товаров — только 0,32 млрд.
Кто защищает пиво?
«С моей точки зрения, предложение по пиву с самого начала было для торгов, — говорит Я.Джоджик. — Чтобы отказаться от него и показать, что Кабмин пошел на компромисс».
Депутат говорит, что непрогнозируемое увеличение налогов плохо сказалось бы на инвестиционной привлекательности Украины. На вопрос, почему он защищает интересы именно пивной отрасли, ответил, что хорошо знает ее проблемы. От кого? От Слободяна и ассоциации «Укрпиво». Кроме того, у него самого есть пакет акций тернопольского пивзавода «Опілля».
Именно А.Слободяна — почетного президента компании «Оболонь» (вторая на пивном рынке Украины) один водочный лоббист, согласившийся поговорить на условиях анонимности, назвал главной силой пивного лобби в парламенте.
Анализ законопроектов за всю историю Рады дал следующие факты. Депутаты фракций, куда входил А.Слободян, — Народного Руха Украины, «Нашей Украины», теперь «Нашей Украины — Народной самообороны» не инициировали ни одного законопроекта, который бы ограничивал производство, продажу или рекламу пива. А.Слободян не принял предложения встретиться с нами. Хотя утверждают, что творцу «Оболони» небезразлична тема подростковой привязанности к пиву.
Что делать?
Доктор Карачевский просит тех, кто пьет, не забывать, что пиво — это алкоголь. И не относиться спокойно, когда пиво пьют ваши дети.
Для тех, кто хочет пойти дальше, примером могут быть активисты общественного движения «Трезвая Украина». Молодые ребята полностью отказались от алкоголя и убеждают других. На домах и метро в Киеве уже несколько месяцев появляются наклейки с лозунгами типа «Пиво — яд. Я это знаю. Почему ж его хлещу? Потому что импотентом побыстрее стать хочу!» Еще они предлагают лекции вузам и разрабатывают масштабную граффити-кампанию. По этому плану дома и тротуары по всей столице должны предупреждать молодежь, что значит пить алкоголь, включая пиво.
Егор СОБОЛЕВ, бюро журналистских расследований «Свідомо», специально для «СГ»
В Белоруссии штраф за продажу пива несовершеннолетним эквивалентен 160 долларам.
Европейское исследование школьников, 2007 год